Эмоции в детском возрасте Эмоции в детском возрасте
Хаггис - официальный сайт бренда Huggies в Кыргызстане - до года

Эмоции в детском возрасте

Когда появляются первые эмоции у малыша? С самого рождения! О первых эмоциях человека можно говорить уже при его рождении. Это, как правило, негативные переживания, связанные с физиологическими причинами.

В первые недели жизни у младенца можно наблюдать очень разные выражения лица, которые сильно напоминают нам мимику взрослых в тех или иных ситуациях. Из-за того, что малыш еще не владеет речью, мы не можем наверняка сказать, чувствует ли он боль или страх. Чаще всего такие изменения демонстрирует выражение лица ребенка. Фактически с помощью крика, плача младенец сообщает взрослому о каких-то негативных эмоциях или физиологических потребностях. Это своего рода способ общения с миром. Эмоции, которые вызывает одна и та же ситуация, могут быть различными в разном возрасте, поскольку малыш начинает по-другому интерпретировать события, которые происходят вокруг него. Со временем период бодрствования постепенно увеличивается, и в то же время уменьшается количество отрицательных эмоций.

До 3 месяцев

В этом возрасте эмоциональное состояние малыша более импульсивно, оно часто меняется и не всегда оправдано. Малыш уже может улыбаться, вокализировать, двигаться, проявляя таким образом свои положительные эмоции. Такие реакции называются «комплексом оживления» и являются реакцией на эмоциональное обращение взрослого, на игрушку, пение, музыкальные мелодии. В этом возрасте малыш привлекает и удерживает внимание близких взрослых отдельными эмоциональными реакциями (улыбка, движения, хныканье, крик…). Негативные эмоции могут возникать, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, происходят резкие изменения окружающей среды (температура воздуха, болевые ощущения, ограничение движений). Малыш может вздрагивать или ненадолго замирать при внезапных резких звуках. Эмоциональные реакции удивления и печали появляются до 4-го месяца жизни. С трех месяцев малыш уже улыбается как на негативные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого.

С 6 месяцев

В это время или чуть раньше малыш умеет различать интонации голоса взрослого. Он улыбается на ласковый тон и хмурится, когда слышит строгий голос взрослого. Малыш может пугаться неожиданных громких звуков. Полугодовалый ребенок радуется при появлении близкого человека и рад возможности пообщаться с ним. Он выражает эмоциональное предпочтение, радость при появлении любимой игрушки, улыбается и тянет к ней ручки. Все чаще малыш проявляет эмоционально-избирательное отношение ко всему, что его окружает. Он выбирает предметы по цвету, размеру, форме, фактуре, проявляя различные эмоциональные реакции (положительные и отрицательные, разные по продолжительности и периодичности). Увидев незнакомого человека или оказавшись в новой обстановке, полугодовалый малыш может насторожиться, проявить смущение и испуг. Если у него появились неприятные ощущения, он будет морщиться, крутиться и хныкать. Страх и гнев ребенок способен почувствовать и проявить не ранее 5–7 месяцев.

В 6–8 месяцев

К этому сроку малыш учится проявлять стыд и робость. Он уже прекрасно копирует эмоции, мимику лица и голосовые интонации других людей – смеется, пищит, копируя поведение значимых близких при непосредственном общении.

До 9 месяцев

Это возраст, когда малыш уже спокойно и заинтересованно играет с игрушками, отдавая предпочтение определенным. Он искренне радуется веселым играм со взрослым. Чтобы привлечь внимание и попроситься на руки, использует улыбку или хныканье. В зависимости от того, на что родители чаще реагируют, что быстрее дает желаемый результат, то и будет чаще использовать ребенок для достижения своих целей, даже когда научится говорить. В этом возрасте ребенок уже способен различать и соответственно реагировать на разную мимику и интонацию взрослого. Улыбка взрослого вызывает радость, необычные гримасы – слезы и испуг. Увидев незнакомого взрослого, ребенок может плакать, отползать, проявлять обиду и т. д. Выражает недовольство, если не может сам поменять позу. В эмоциональном арсенале 9-месячного малыша уже есть разнообразные выражения лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

До 12 месяцев

Годовалый малыш уже может узнавать по фотографии близкого человека и радоваться ему. У него вызывают восторг заводные игрушки. Особенно кроха радуется, когда удается самостоятельно извлечь звук или правильно использовать игрушку. Слушая музыку и песенки, он спокойно прислушивается, улыбается, может подпрыгивать и подпевать. Ближе к году ребенок начинает активно ползать и ходить, а в речи родителей все чаще появляется слово «нельзя». Часто малыш обижается на запрет и выражает свое недовольство.. В сложных и незнакомых ситуациях ребенок вопросительно смотрит на взрослого. Малыш также активно подражает мимике, смеху, жестам и игровым движениям взрослых и сверстников. Особый интерес проявляет к другим детям, к картинкам в книжках. Он по-разному относится к окружающим людям, игрушкам, предметам (стремится приблизиться, спокойный, улыбается или отвергает, отстраняется). Помните, что в атмосфере родительской любви и чуткости вырастает жизнерадостный и активный ребенок. Его эмоциональные проявления будут яркими и разнообразными, а переживания – глубокими и полными. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости малыша.

EmptyView